Отдел по образованию, спорту и туризму

Жодинского городского

исполнительного комитета

 

Государственное учреждение

образования

"Средняя школа №2 г.Жодино"

 

 

Единство всех

и уникальность каждого

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ПАСПОРТ

педагогического проекта

«Формирование экономической культуры учащихся посредством организации проектного обучения » на 2017/2020 учебные года

 

Компоненты паспорта Содержание
Название учреждения образования Государственное учреждение образования

«Средняя школа №2 г.Жодино»

Руководитель учреждения образования

Ходасевич Валентина Александровна,

директор школы

Руководитель педагогического проекта Окуневич Татьяна Константиновна,

заместитель директора по учебной работе

Основная идея

Для системы образования Республики Беларусь актуальны вопросы, связанные с социальной адаптацией учащихся, освоением ими общечеловеческих ценностей и, несомненно, их финансовой грамотностью. В процессе реализации педагогического проекта особое внимание будет  уделено не только формированию у обучающихся представлений о финансовых аспектах жизни в современном обществе, но и выработке практических навыков использования этих знаний для решения стандартных финансовых вопросов средствами учебных предметов, факультативных занятий, занятий дополнительного образования, через проектную деятельность. Проект для каждой целевой (возрастной) группы представляет собой законченный целостный модуль с системой основных понятий, присущих этому возрасту. Каждый следующий модуль, сохраняя инвариантный блок, развивает, усложняет и углубляет основные понятия, навыки, умения. Проект предусматривает не только реализацию образовательного процесса в школе, но и обсуждение финансовых тем в кругу семьи, таких как построение семейного бюджета, управление личными финансами, анализ последствий необдуманных финансовых решений и другое

Актуальность (обоснование целесообразности осуществления педагогического проекта)

Современный процесс глобализации, ориентация на повышение эффективности экономики, развитие деловой инициативы, бережливости требуют углубленного исследования проблемы экономической социализации подрастающего поколения.

От общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие.

Низкий уровень таких знаний приводит к негативным

последствиям не только  для потребителей финансовых

услуг, но и для государства в целом.

Поэтому разработка и внедрение программ 

по повышению финансовой грамотности населения

важное направление государственной политики

Республики Беларусь.

 Высокий уровень осведомленности граждан в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Следует также отметить, что в 2018 году запланировано включение Беларуси в программу PISA, которая представляет собой многоплановый мониторинг, оценивающий насколько учащиеся способны использовать полученные в школе знания в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения.

Средняя школа №2 г.Жодино обладает необходимой для реализации проекта  материально-технической, информационной и кадровой базой, имеет эффективный опыт в реализации проектов, в том числе и международных. Заключена предварительная договоренность о взаимодействии в рамках проекта с ОАО «БСП-Сбербанк» (Горелов А.Н., управляющий дополнительного офиса №501 г.Жодино региональной дирекции 700 по Минску и Минской области)

Исходные теоретические положения

Финансовая грамотность - когнитивный элемент, включающий в себя знание финансовых продуктов (кредитные карты, чеки, банковский счет, страховка, пенсия), понимание финансовых терминов (интерес, деньги, накопления, инфляция, доход, риск, права покупателей) и способность принимать эффективные решения в различных финансовых ситуациях, направленные на рост финансового благополучия личности, семьи и государства.

Учреждения общего среднего образования обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний: доступность аудитории, мотивированность к обучению, регулярность занятий, имеющийся педагогический потенциал, эффективные образовательные и информационные технологии, сформированная образовательная среда.

Методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают компетентностный, личностно-деятельностный, практико-ориентированный, интегративный и субъектный.

Образовательные модели формирования финансовой грамотности обучающихся, используемые в проекте: проектная, контекстная (включение модулей финансовой проблематики в содержание учебных предметов), внеурочная.

В Беларуси созданы необходимые условия для формирования у учащихся финансовой культуры: разработаны необходимая нормативная правовая документация, учебные программы факультативных занятий «Основы экономических знаний» (V-XI классы) и «Основы предпринимательства» (X-XI классы), созданы центры поддержки предпринимательства, бизнес-центры и инкубаторы. Участие обучающихся в проектной и исследовательской работе способствует формированию базовых экономических и финансовых компетенций.

Проект будет способствовать выполнению Плана мероприятий по сотрудничеству в повышении финансовой грамотности обучающихся учреждений образования Республики Беларусь, утвержденного Министром образования Республики Беларусь и Председателем Правления Национального банка Республики Беларусь 20 ноября 2014 года № С-1260/65-14/364
Цель формирование экономической культуры личности, характеризующейся владением базисными основами экономических знаний, сформированными умениями и навыками деловой активности, самостоятельной трудовой жизни, развитием социально востребованных личностных качеств, через проектную деятельность
Задачи

организовать обучение учащихся II-XI классов в контексте расширения спектра форм образовательной деятельности (проект, включение модулей экономической и финансовой проблематики в содержание учебных предметов, факультативные занятия, занятия дополнительного образования, внеурочные мероприятия, в том числе с участие работников банков);

организовать практическую деятельность обучающихся по реализации проектов, направленных на получение обучающимися практического опыта предпринимательской и финансовой деятельности;

разработать дидактические (кейс, проект, контекстные задачи, тесты) и методические (памятки, алгоритм действий) средства по теме проекта;

организовать социальное партнерство с финансовыми учреждениями и организациями бизнес-сектора по формированию экономической культуры и основ финансовой грамотности;

способствовать формированию активной гражданской позиции и морально-этических норм поведения обучающихся и педагогов в социально-экономических процессах;

оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходного и итогового уровней экономической культуры обучающихся;оформить проектный продукт (методические и дидактические средства, диагностический инструментарий);

представить опыт реализации педагогического проекта педагогам г.Жодино
Полное название педагогического проекта Формирование экономической культуры учащихся

посредством организации проектного обучения

Краткое название педагогического проекта Формирование экономической культуры учащихся
Сроки 2017-2020гг.